Доступная среда

 В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!


Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

дошкольное воспитание;

внешкольное воспитание и образование;

среднее общее образование;

среднее профессиональное образование;

высшее профессиональное образование.


Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.


ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА


В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1.Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2.Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3.Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".

4.Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5.Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6.Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7.Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Предоставление услуг на объекте МБДОУ "Детский сад №25 "Ромашка":

Автостоянка(места)для инвалидов- имеется.

Пандус с поручнями – имеется.

Адаптированные лифты- отсутствуют.

Раздвижные двери – отсутствуют.

Кнопка вызова персонала – имеется.

Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - отсутствуют.

Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.

Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.

Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.

Объекты спорта - для физического развития  имеется один спортивный зал и физкультурная площадка.

Учебные кабинеты - для речевого развития ​2 кабинета учителя-логопеда (коррекционные игры, пособия, компьютерные игры, и др.). Для социально-коммуникативного  развития​: кабинет педагога-психолога (игры по социально-эмоциональному развитию воспитанников, психолого-коррекционные игры, библиотека, интерактивный стол, интерактивный пол,  релаксационное оборудование, стол для рисования песком и др.)​. Для художественно - эстетического развития:  музыкальный зал, кабинет конструирования, кабинет изобразительной деятельности. Все помещения, предназначенные для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ, оснащены различными дидактическими пособиями, которые могут быть использованы в ходе коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
Библиотека как самостоятельная структурная единица в образовательной организации отсутствует. Библиотечный фонд для обеспечения методической работы и образовательного процесса расположен в методическом кабинете и на рабочих местах педагогов. В методическом кабинете создана библиотека методических материалов и нормативно - правовых документов, которая насчитывает около 2779 наименований, а также произведения детской художественной литературы, периодических изданий дошкольной направленности за последние 5 лет.

Весь книжный фонд МБДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:

Литература для педагогов (методическая и справочная),

Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,

Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.

Книги совместного пользования.

Электронные образовательные ресурсы.

Методическая литература размещена по областям: «Социально-коммуникативное» развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники). В библиотеку детской художественной литературы входят произведения, рекомендованные программой, по которой работает МБДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. 

Специальные условия питания - питание детей - инвалидов  организовано  за счет субсидий местного бюджета  из расчета  расходов на организацию питания на одного  ребенка в день в режиме полного дня  - 180 рублей

Специальные условия охраны здоровья - медицинское обслуживание в  учреждении осуществляет бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Нефтеюганская окружная клиническая больница им. В.И. Яцкив» на основе Договора  о сотрудничестве от 17.02.2016. ​Медицинский блок находится на первом этаже, включает в себя:​кабинет приема детей,​ процедурный кабинет,​ изолятор,​ санитарно-гигиеническое помещение.

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:

- ​"Логомер 2" - 90 интерактивных игр и упражнений для речевого обследования, групповых и индивидуальных упражнений. Производитель программы "Мирсибо"- 

- "Логопедическое обследование детей" Акименко В.М. Производитель программы "ВиЭль".

- "NetControl 2" программный комплекс - более 150 различных функций обучения ( шахматная информатика, игры с Lego, рисование и др.), управления, мониторинга. Программное обеспечение предназначено для локальных сетей и адаптировано для сферы образования.

- "АЛМА Дошкольное образование"  - образовательные игры, конструктор тестов, уроки для творческой мастерской" используется в 8 группах.

В дошкольном учреждении имеется обширная медиатека, состоящая из развивающих компьютерных игр, презентаций , обучающих фильмов, звуковых файлов, оцифрованных  дидактических демонстрационных материалов (репродукции картин художников, тематических картин).